Как сообщает нам Википедия: Пайпер Каб (англ. Piper Cub) — лёгкий двухместный самолёт. Выпускался компанией Piper Aircraft. Самолёт представлял собой подкосный высокоплан смешанной силовой конструкции с полотняной обшивкой, традиционным хвостовым оперением, неубирающимся шасси.  Начиная с 1939 года Пайпер J-3 стал основным самолётом начальной подготовки пилотов для гражданской авиации — 75 % пилотов обучались на Cub. С учётом производившихся после войны более усовершенствованных самолётов Каб J-4 Купе (Cub J-4 Coupe), компания Пайпер произвела в общей сложности 14125 гражданских и 5703 военных экземпляра. Пайпер Каб стал легендой авиации общего назначения, он наиболее известный и популярный лёгкий двухместный самолёт на «западе». Производился в течение 80 лет — абсолютный рекорд в истории авиации. Новые модели пришли на замену J-3, но его многочисленные модификации (PA11, PA14 Cruiser, PA16 Clipper, PA18 Super Cab) летают и сегодня.

Понятно, что такой выдающийся самолет привлекает внимание не только действующих пилотов, но и моделистов благодаря своим летным характеристикам и простому управлению! Многие фирмы выпускают АРФ и КИТ-наборы этого самолета различного масштаба. Не отстают и китайцы в этом направлении!

И сейчас я пишу про рождение очередного Пайпера из КИТ-набора купленного в интернет-магазине Паркфлайер Набор для сборки самолета J-3 1180 мм (KIT) с остеклением кабины

 

 

Посылка с Кит-ом была зказана еще в ноябре, и не смотря на свою гуманную цену, набор дровишек из поднебесной обошелся мне в 1700 рублёв!

Задача была поставлена такая: выяснить, в состоянии ли собрать эту модель ребенок, занимающийся в авиамодельном кружке первый год, под контролем руководителя. При этом юный пионер должен разобраться в терменологии, и знать названия основных элементов конструкции самолета.

Итак. Посылку ждать примерно месяц. Ну ничего- подождем!)))

Спустя, незаметно пролетевших три недели, и мучительно долгих два часа, потраченных в очередях на почте, я держу в руках посыль, внутри которой лежит пакетик с нарезанными детальками будущего "Пайпера".

В тот же день коробка с зародышем самолета была передана руководителю кружка, со словами "Борисыч, теперь это твоя проблема!"))) Эх. Если бы я только знал, что мои слова станут пророческими!

При моем следущем посещении клуба, на меня уже смотрел каркас фюзеляжа. Но Борисыч, танцующий с бубнами вокруг стапелей, подверг резкой критике, как меня- поскольку я предложил ему собрать этот набор, так и того китайца, который, вероятно, был не трезв, когда рисовал и вырезал на лазере этот самолетик!

По заверениям Борисыча (прошедшим жесткую цензуру) он уже который день находится в интимных отношениях с "пайпером", инструкцией к нему, и тем самым горе-китайцем!)))) И после мучительных распросов с престрастиями, Борисыч рассказал во всех красках о недостатках нашего пазла, не забыв при этом поставить под сомнение сексуальную ориентацию китайцев!)))

Оказывается, детали фюзеляжа плохо подходят друг к другу, но это легко лечится наждачкой.  Хуже было другое: уже подготовив к установке стабилизатор, и схватившись за тюбик циакрина, Борисычу "стрельнуло" в голову проверить установочные уголы горизонтального оперения. И не напрасно! По мнению китайских инженеров, стаб должен быть установлен под углом, не много, не мало, минус пять градусов(!). Другими словами, "пайпер" дложен был набрать "полный рот земли" еще на этапе разбега по полосе!

 

Следующая проблема была со стабилизатором. Будучи вырезанным из цельного листа бальзы, стаб был еще серьезно облегчен, из за чего он мог легко расколоться вдоль слоев древисины. Не мудурствуя лукаво, Борисыч усилил оперение улем.

 

Капот. Капот- это отдельная тема!

Как грицца- руками не трогать!))) Вероятно, в прошлой жизни он был пластиковым стаканчиком, и в своей новой реенкорнации сохранил все свои недостатки, а именно полное отсутствие жескости и прочности.  Ну и закончил он так же, как и прошлую свою жизнь- полетел в помойку! ))))

Понаблюдав за балистической траекторией полета стаканчика-капота, Брисыч, тихо матеря китайцев, принялся строгать больван под новый капот, который выдавили из пластиковой бутылки.

 

На мануале, так же хочется заострить внимание! Это нечто! Точнее- ни что!))) Китайцы не просто пожелели бумаги и чернил для инструкции! Они еще, оказывается, очель лаконичные люди! Не. Ну чесслово! Фотографии- меньше чем на спичечном коробке- но и это пол-беды! Согласно инструкции, рецепт приготовления самолета- очень прост: "Всё, что у вас высыпалось из посылки, соберите в одну кучку, густо заправьте клеем, добавьте недостащих деталек и щипотку саморезов. Затем добавьте электронику, и пленку для обтяжки- по вкусу." 

Если говорить серьезно, то мануал для "Пайпера"- абсолютно не информативен! Например, как сращивать между собой консоли крыла- инструкция скромно умалчивает. Этот этап сборки вызвал массу эмоций у Борисыча!!! Он уже не ставил под сомнения ориентацию кЕтайцев, он открыто заявлял о том, что по сравнению с ними, челябинский фрезеровщик Иван Дулин- истинный натурал!)))

После недолгих обсуждений вариантов сращивания крыла- пришли к следующему решению: между консолий вставить кусок бальзы, шириной примерно 20мм, и обвязать все это хозяйство фанерой в районе передней и задней кромок. Делалось это для того, что бы внутри центроплана было "мясо", через которое будут вворачиваться болты крепления крыла, и куда будут вклеиваться штыри крепления того же крыла. В итоге размах нашего "Пайпера" вырос на два сантиметра!

Да! В комплекте, кроме стоек шасси и прочей фурнитуры, вы нифига не найдете подкосы для крыла! Но зато, после сборки каркаса несущих плоскостей у вас в руках останется пара лишних нервюр, вероятно положенных туда на случай "потерял" или "сломал"! И всё это по привлекательной цене!)))

 Через несколько дней я увидел готовый продукт от Борисыча! Согласитесь самолет смотрится симпотяво! Но! Инженеры из поднебесной снова превзошли сами себя!

Теперь мне стало понятно, почему на этот пайпер не предусмотрены подкосы крыла! Что бы не усложнять жизнь тем несчастным, которые приобрели этот набор!

В чем дело?! Да всё оч просто: нет, и не предусмотрено никаких люков обслуживания аккумулятора!!!! То есть, что бы поменять силовую батарею (который должен, согласно инструкции, находиться в самом носу самолетки) нужно снять крыло, а затем провести манипуляции, больше свойственные врачам "по женской части"- засунуть руку в достаточно тесное пространство, насчупать  интересующий тебя объект, и постараться извлечь его, не повредив нежные внутренности!)))

В общем придется еще и на полосе с ним повозицца!

Облет, я думаю, состоится весной. Надеюсь, что это не мертворожденный продукт кетайской инженерии!))))

 

 К сожалению, фотографий процесса сборки не сохранилось- супруга Борисыча решила посмотреть фото внучки и "нечаянно стёрла все фотографии с камеры"!)))

От себя добавлю, что самолетик хороший, но для грамотной сборки его из КИТ-а нужен опытный моделист. Так же не получится на нем сэкономить. Набор не включает в себя никакую фурнитуру, и пленку для обтяжки.  

 

Аффтор Алексей Горбунов))))